Потребительский экстремизм – миф или реальность?
О потребительском экстремизме и механизмах противодействия ему рассказывает Александр Криворуко, эксперт Союза защиты бизнеса
Предпосылкой для возникновения потребительского экстремизма в России ряд экспертов считает последнюю редакцию Закона РФ «О защите прав потребителей», который стал эффективным инструментом регулирования потребительского рынка и разрешения споров на нем. Целый ряд международных экспертов признал его лучшим из российских законодательных актов. При этом он считается самым лояльным в мире после американского – только в России и США потребитель обладает настолько обширными правами. С одной стороны, этот закон четко регламентирует порядок предоставления услуг и продажи товаров и обеспечивает надежную защиту интересов потребителей, а с другой – не предусматривает никаких норм ответственности за предъявление необоснованных претензий, и даже сам термин «потребительский экстремизм» или любое другое понятие, или формулировка, соответствующие ему по смыслу (то есть отражающие, по сути дела, потребительское мошенничество), в нем отсутствуют.
По мнению эксперта СОЮЗА ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА в сфере потребительского рынка Александра Криворуко, нужно разграничивать категорию потребительских споров, когда намерение потребителя основано на восстановлении прав на принципах добросовестности и разумности. Но, как показывает практика, в действительности не всегда потребитель руководствуется этими принципами. Участились случаи явно выраженного потребительского экстремизма по конкретным отраслям. К примеру, в сфере банковских и страховых услуг систематически фигурируют одни и те же системы работы по взысканию штрафных санкций и убытков, размер которых в несколько раз может превышать размер основного обязательства. Чаще всего потребитель вообще не участвует в споре, оставляя решение всех правовых вопросов на откуп общественных организаций и профессиональных представителей. Не меньший натиск со стороны потребителей наблюдается в сфере строительства, где с привлечением одних и тех же экспертов ведется активный поиск участников долевого строительства, вырабатываются юридические конструкции дележа взыскиваемых с бизнеса штрафных санкций.
На сегодняшний день для членов СОЮЗА ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА вырабатываются механизмы противодействия потребительскому экстремизму. И этот механизм основан отнюдь не на борьбе с потребителями. В числе приоритетного варианта – разработка системы работы бизнеса с потребителями на стадии возникновения спора. Безусловно, вырабатывается и методология выявления и пресечения потребительского экстремизма, сопряженного с мошенничеством, вплоть до уголовного преследования.
Даже в условиях отсутствия признаков потребительского экстремизма эксперты СОЮЗА ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА готовы квалифицированно защитить интересы бизнеса, как в досудебном порядке, так и в суде.
В свою очередь, СОЮЗ ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА уже ведет мониторинг потребительского рынка на предмет выявления случаев потребительского экстремизма, систематизирует и анализирует информацию, и по итогам пилотного проекта будет опубликован отчет для бизнес–сообщества.
СОЮЗ ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА предлагает предпринимателям, организациям сообщать о случаях потребительского экстремизма, а в целях защиты от подобного явления стать полноправным членом СОЮЗА.
Подать заявление на вступление в Союз можно в следующих формах:
– путем непосредственной подачи заявления в офис по месту нахождения Союза: г. Пермь, ул. Екатерининская, 165;
– путем подачи заявления в онлайн–режиме через сайт СОЮЗА www.ЗащитимБизнес.РФ.
*Потребительский экстремизм – поведение потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях.